«Я любовник, не боец». Три часа в компании The Witcher 3: Wild Hunt
Мой путь лежал через лес – я выслеживал грифона, кровожадного зверя. Десятки мужчин и женщин стали жертвами его острейших когтей. Земля вокруг была покрыта кровью – это место, где монстр недавно устроил свою очередную резню. Компанию мне составлял местный охотник. По пути он рассказал свою непростую историю: односельчане изгнали его из деревни, когда узнали о том, что он – гей. Теперь охотник живет один, вдали от осуждающих глаз. Общество его ненавидит, не принимает, но он все равно вызвался помочь в охоте на грифона ради того, чтобы спасти людей, обрекших его на изгнание.
«Да, мир нашей игры – фентезийный, но мы хотим сделать его реальным настолько, насколько это возможно», – говорит Йонас Маттссон, старший художник окружения CD Project. Люди, которых я встретил за три часа игры в The Witcher 3: Wild Hunt – прямое подтверждение его словам.
Например, я встретил жестокого правителя, чья армия завоевывает новые земли, деревни и села. Солдаты безжалостно расправляются с невинными жителями, лишают их крова. Всю жизнь они работали не покладая рук, и теперь война забрала у них все. Но новому правителю этого мало: при первой же нашей встрече он поведал мне, что вскоре готовится начать собирать налоги с только что завоеванных им земель. Может показаться, что перед нами кровавый тиран, коварный злодей, которому хорошо тогда, когда другому плохо.
Но это не так. Он осознает, в каком бедственном положении находятся его поданные, а потому заботится о них и требует гораздо меньший налог, чем можно было от него ожидать. Именно подобные противоречия и придают любому персонажу The Witcher глубину и многогранность.
«Если бы в нашей игре всех можно было разделить на «добрых» и «злых», то она перестала бы быть такой жизненной, такой реальной», – объясняет Йонас Маттссон.
Ведьмак Геральт, главный герой игры – живой пример этой, так называемой, «серой» морали. В The Witcher 3 нет никакой шкалы, определяющей ваше мировоззрение: за свои действия игрок никогда не будет получать какие-нибудь очки «Добряка-Героя» или «Злодея-Отступника». Схема проста: вы делаете выбор – вы сталкиваетесь с последствиями.
«Мы упиваемся неоднозначностью каждой дилеммы нашей игры. Каждый раз, когда мы заставляем игрока принять решение, мы словно бросаем ему вызов», – продолжает Йонас.
И это действительно так: я колебался абсолютно перед каждым решением. Примет ли мой Геральт награду от презираемого им человека? Влезет ли он в драку с местными пьянчужками? Должен ли я сдержаться и оставить свой меч в ножнах? Или подастся искушению, и обнажить его?
Хоть я и провел за игрой всего каких-то три часа, но уже без сомнения могу сказать, что The Witcher 3 – по-настоящему серьезный и взрослый проект. Демонстрация игры началась с весьма необычной сцены: Геральт вальяжно разлегся в роскошной ванне и наслаждается легкой дремотой – даже ведьмакам иногда нужен отдых. Рядом с ванной сидит очаровательная чародейка Йеннифэр. Полностью обнаженная, она дразнит ведьмака, говорит, что он слишком обленился. Некоторые могут подумать, что вся эта сцена – потакание любителям «клубнички», которой и в прошлых частях было немало, но я, напротив, не увидел здесь ничего пошлого. Этот небольшой междусобойчик между Геральтом и Йеннифэр был мил и забавен. Я с улыбкой наблюдал за настоящим, живым общением этих двух людей.
«Нагота красива, нагота естественна. Секс – это естественно. Мы не видим в этом ничего плохого – таков наш подход», – говорит Маттссон.
Звучит, конечно, хорошо, но как бы у игры с таким щекотливым содержанием не было больших проблем. Я полностью солидарен с Йонасом и искренне желаю, чтобы The Witcher 3 продолжал смело двигаться в этом непростом направлении. Геральт – настоящий джентльмен: со всеми женщинами, что встретились мне во время игры, он был учтив и обходителен, так что феминистки, постоянно беспокоящиеся о незыблемых правах женщин, могут спать спокойно. Даже наоборот, им определенно должна прийтись по душе Йеннифэр: она умная, сильная женщина, возможно, даже во многом сильнее Геральта.
Йонас идет еще дальше: «Я нахожу Йеннифэр удивительной. Вот если бы она существовала в реальной жизни… Что ж, славу богу, что я женат. Но, поймите, она удивительная женщина. Она сильная, она уверенная, она всегда получает то, чего хочет».
На первый взгляд может показаться, что игра груба и не боится обидеть, что она нарочно поднимает такие непростые темы, чтобы привлечь к себе больше скандального внимания. Но все «непростые» персонажи на моем пути – это не просто карикатуры или пародии на современное общество. Вспомним охотника, с которого я начал свой рассказ. Это незначительный, совершенно второстепенный персонаж, но за мое недолгое общение с ним он раскрылся передо мной как личность, как настоящий человек. Он неглуп и отлично знает, как следует выживать в дикой местности, он считает, что псы гораздо гнуснее волков, и вообще он – свой парень и с ним легко в общении. Вскоре после моей прогулки с охотником, я наткнулся на бродячего травника, чья история была не менее интересной. Геральт легко заводит друзей в The Witcher 3: встретишь кого-нибудь на дороге, разговоришься с ним, а он тебе все расскажет, что у него на уме. И каждый встречный собеседник не похож на предыдущего, что заставляет меня желать переговорить абсолютно с каждым персонажем в этой игре.
Естественно, не все люди будут к Геральту столь добры и дружелюбны. «Мы уверены в том, что мы делаем, а делаем мы правдоподобный и жестокий мир, а мир, как известно, не без уродов», – говорит Йонас Маттссон. – «И вообще: стоит ли спасать этот мир? Ведь люди, которых вы встретите на своем пути, они, зачастую, ужасны и порочны».
На этот нелегкий вопрос придется ответить вашему Геральту. Иногда вы будете включать героя, а иногда и просто продолжать свой путь, не обращая внимания на проблемы гадких людишек.
Все три часа игры я только и делал, что скакал на своей лошадке куда-то в сторону горизонта и болтал с каждым встречным. Именно в такие моменты по-настоящему осознаешь, до чего же красиво в мире The Witcher 3. И в этом огромном мире есть, чем заняться помимо того, чтобы болтать с прохожими. Конечно, без сражений в игре не обошлось, но вот только какого-то особо восторга они не вызывают.
Схватки в The Witcher 3 очень похоже на то, что мы видели в прошлой игре серии. Махай мечом, используй магические знаки, вовремя уклоняйся и тогда останешься в живых. И если вы, как и я, испытывали дискомфорт со сложностью во втором Ведьмаке (а я ведь смог пройти Dark Souls не разбив геймпад при этом), то можете вздохнуть с облегчением: в третьей части дела с этим обстоят намного лучше. Любители боли, страданий и тяжелых сражений, конечно, найдут в игре достойное испытание, а все остальные, кто желает наслаждаться исследованием и сюжетом, могут не волноваться по поводу чрезмерной сложности.
Правда, у боевой системы The Witcher 3 есть обидный недостаток – в ней нет буйства и азарта, она просто не захватывает. Чувствуешь, что многочисленные сражения только отвлекают тебя от исследования мира и выполнения квестов. Сражениям нового Ведьмака не помешало бы позаимствовать пару идей из таких «боевых» игр, как Dragon’s Dogma или Dark Souls, где каждая битва требует от игрока индивидуального подхода.
Я не мог дождаться схватки с грифоном, до гнезда которого я добирался целый час. Я ждал, что мое сердце выпрыгнет из груди в пылу сражения с этой опасной тварью. Но ничего подобного не произошло. Зверь летал высоко в небе, так что мне пришлось подбить его с помощью арбалета, и только после этого он рухнул на землю, чтобы сразиться со мной лицом к лицу. Я старался экспериментировать: применил один знак, чтобы оглушить зверя, другой использовал в качестве ловушки. Я даже умер пару раз, прежде чем нашел идеальную тактику для убийства монстра, но за все время боя особого удовольствия я не испытал. Когда зверь наконец оказался повержен, радости я не испытывал, а ощутил только чувство глубокого облегчения. Намного веселее мне было наблюдать за реакцией сельчан, радовавшихся моей победе.
Уже после того, как трехчасовая демонстрация игры завершилась, я подошел к Йонасу и поинтересовался у него, не пропустил ли я в своем прохождении какую-нибудь занятную схватку, на что он мне ответил: «Монстры в нашей игре не подстраиваются под ваш уровень. Так что если бы вы куда-нибудь не туда завернули, то вас бы, например, разорвал на части циклоп». Звучит здорово – кто из вас когда-нибудь не мечтал о том, чтобы его разорвал циклоп? Но даже с такой перспективой боевая система The Witcher 3 меня, на данный момент, не цепляет.
Мир Ведьмака – это тот мир, который я хочу исследовать до конца, это мир, в котором живут практически настоящие люди, эльфы и гномы, а не бездушные роботы-марионетки, говорящие «Привет» при вашем приближении. И знаете, возможно, когда игра наконец увидит свет в мае, я превращу своего Геральта в пацифиста, мирно исследующего мир в поисках сокровищ и интересных собеседников.
И никаких драк.